Результат

Межсезонье
тов.матч 02.03.2016
Сокол
Саратов
3:1 (1:0)
Солярис
Москва
Фото

Анонс

Межсезонье
тов.матч 06.03.2016 13:00
Сокол
Саратов
-
Нефтехимик
Нижнекамск

12 игрок: Не отрекаются любя

04.02.2016

Автор: Вячеслав Смирнов OneDivision.ru

О посещаемости в ФНЛ.

Болельщики в Саратове

Итак, "первый тайм мы уже отыграли". И что же, понравился он нам или нет? Давайте попробуем в этом разобраться. Судя по цифрам посещаемости – не очень, она, эта цифра, неуклонно продолжает падать. Если прошлый турнир мы завершили со средней цифрой 2736 человек за матч, то после завершения летне-осеннего отрезка чемпионата она составила 2460 человек. Что же привело к падению зрительского интереса?

Во-первых, как мне думается, это отсутствие у команд каких-либо турнирных задач, ибо задача занять надцатое место и не вылететь из ФНЛ не привлекает болельщиков на трибуны. Не позволяет такая задача показывать привлекательную и зрелищную игру, отсюда и снижение средней результативности. А ведь ради увлекательного и содержательного футбола, ради его изюминки – голов, мы, болельщики, и ходим на футбол. Игра – это всё-таки нечто большее, чем просто борьба на поле двух команд.

Во-вторых, это увеличение количества команд в ФНЛ. Ну не хватает на все команды классных футболистов. Приезжие "звёзды" нарасхват, да и не всем по карману, а ждать, когда раскроются свои, интересно только специалистам.

В-третьих, многие команды приходящие в первый дивизион на повышение, не приводят с собой своих зрителей и болельщиков, а если и приводят, то в таком мизерном количестве, что это во многом способствует снижению среднего показателя. Тут, мне кажется, самое то, привести первую табличку, с показателями посещаемости в домашних матчах первой части чемпионата. Из-за различного числа проведённых домашних встреч, команды расположены по среднему значению зрителей на матче.

Команда Зрителей Зрителей (в среднем) Игр
"Факел" 107200 9745 11
"Арсенал" 72400 5569 13
"Балтика" 50300 4573 11
"Сокол" 39550 3296 12
"Томь" 36620 2817 13
"Луч-Энергия" 29260 2438 12
"Газовик" 29600 2277 13
"Волга" 26550 2212 12
"Енисей" 26600 2117 12
"Сибирь" 22800 2073 11
"СКА-Энергия" 21700 1808 12
"Тюмень" 21150 1762 12
"Торпедо" 18768 1706 11
"Шинник" 22700 1621 14
"Волгарь" 16650 1281 13
"Байкал" 15150 1262 12
"Зенит-2" 11575 965 12
"Спартак-2" 8592 781 11
"Тосно" 6100 555 11
"КАМАЗ" 2330 212 11

В пояснение к приведённой таблице скажем следующее. "Енисей" проводил свои домашние матчи на двух аренах: стадион "Центральный" - 6 матчей, манеж "Футбол-арена "Енисей" - 6 игр. Также на двух аренах проводила свои домашние встречи "Сибирь": стадион "Спартак" - 7 игр, РФЦ "Заря" - 4 игры. В четырёх городах отметился своими домашними играми "Байкал": в Иркутске, на стадионе "Труд" - 7 игр, в Красноярске на "Футбол-арене "Енисей" - 3 игры, в Москве на стадионе "Спартак" им. Ф. Черенкова – 1 игра, в Ярославле на стадионе "Шинник" - 1 игра. Ни одной встречи в Набережных Челнах не провёл "КАМАЗ". Все свои домашние встречи он сыграл на выезде, в двух городах. В Нижнекамске таких игр было 9, в Казани – 1, ещё один матч не состоялся из-за неподготовленности поля в Нижнекамске, и клубу было засчитано техническое поражение. Такая неподготовленность к игре "Байкала" и "КАМАЗа" на более высоком уровне также украла количество зрителей в средней посещаемости матчей. Нет у нас привычки болеть за чужую команду, хоть она и играет в чемпионате более высокого уровня, как это случилось в Нижнекамске, я уж не говорю про Казань. Так же не вызвали интереса и перенесённые матчи иркутского клуба в других городах, и если на игру в Ярославле всё-таки пришло 600 человек, то в Москве таких болельщиков набралось 250 человек.

Посещаемость в Туле

Уже второй год сбивает планку посещаемости футбольный клуб "Тосно". И если в прошлом сезоне тосненцам, за счёт проведения матчей в Тихвине, удалось удержать среднюю посещаемость на уровне 1332 человека, теперь сравните с нынешней. Не добавили оптимизма и вторые команды "Зенита" и "Спартака", у которых выездные показатели намного выше. А если ещё учесть тот факт, что один из домашних матчей москвичи провели на "Открытие Арене", и на этом матче, согласно официального протокола, присутствовало 2506 болельщиков, то с посещаемостью на остальных домашних играх у спартаковцев всё очень плохо. Тут уж, извините, никаких показателей "Факела" и "Арсенала", "Сокола" и "Томи" не хватит, чтобы перекрыть существенные потери в зрителях остальных команд. Для примера, приведу матчи с минимальным количеством зрителей на стадионе. Это:

1. "КАМАЗ" - "Тюмень" - 80 чел. (матч состоялся на стадионе "Рубин" в Казани);

2. "КАМАЗ" - "Томь" - 100 чел. (г. Нижнекамск, стадион "Нефтехимик");

3. "КАМАЗ" - "Арсенал" - 100 чел. (там же);

4. "КАМАЗ" - "Байкал" - 100 чел. (там же).

Не далеко от них по посещаемости ушёл и матч, состоявшийся в Москве между "Спартаком-2" и "Тосно", на котором присутствовало всего 107 болельщиков.

Как видим, даже приезд лидеров чемпионата не провоцирует болельщиков на посещение стадиона, неинтересно им наблюдать за матчами с предсказуемыми результатами.

А если посмотреть на даты проведения этих игр, то мы с вами можем выяснить и ещё одну, четвёртую, причину падения зрительского интереса. Это переход чемпионата на систему "осень-весна". При таком количестве команд начинать чемпионат приходится рано, а часть матчей по осени и весне уходит по календарю в "грязь и холод". Согласитесь, что не то зрелище предлагают нам команды, чтобы два часа смотреть его на лютом морозе или под холодным дождём с ветром. Вот почитайте отчёты корреспондентов с последних перед перерывом матчей чемпионата. Практически все они начинались с фразы: "Никогда ещё матч в городе N не проводился так поздно", и далее следовало описание погодных условий. Да вы и сами помните, прийти на футбол, и нарваться на снегопад, как в Саратове или Оренбурге, приятного мало.

На просторах интернета называют ещё одну причину снижения посещаемости стадионов – это доступные теле и интернет трансляции матчей. Может быть, в этом что-то и есть, хотя я с этим не согласен. Посмотрите, матчи "Факела", "Балтики", "Сокола", "Арсенала" транслируются и в интернете, и по местным телеканалам, причём с повторами и комментаторами, а болельщики всё равно идут на стадион. Газета "Советский спорт" определила топ-30 самых посещаемых команд России, в этом списке все футбольные команды и РФПЛ, и ФНЛ, и ПФЛ. Так вот, "Факел" в этом списке 9-й, опережая такие команды, как "Кубань", московские ЦСКА, "Локомотив" и "Динамо". "Арсенал" - 17-й, "Балтика" - 19-я, "Сокол" - 21-й, "Томь" - 24-я. Замыкают список "Луч-Энергия", "Газовик", "Енисей" и "Волга". Так же, для примера, приведу 5 матчей ФНЛ с самой высокой посещаемостью. Все они состоялись в Воронеже. И вообще, из 10 самых посещаемых игр ФНЛ только 2-е состоялись в Туле, остальные в столице Черноземья. Итак:

1. "Факел" - "Арсенал" - 16200 чел.;

2. "Факел" - "Томь" - 12800 чел.;

3. "Факел" - "Газовик" - 11200 чел.;

4. "Факел" - "Сокол" - 10300 чел.;

5. "Факел" - "Енисей" - 9600 чел.

Да и следующие матчи воронежцев с "Шинником" и "Лучом-Энергией" не далеко ушли по посещаемости, на этих играх присутствовало по 9500 человек. Как видим, приезд сильной команды подхлёстывает в Воронеже интерес к футболу, но вера в свою команду, не позволяет опуститься зрительской планке ниже определённого уровня. Были времена, когда не всё так гладко было у воронежского коллектива, но поддержка традиций клуба, подкрепление этих традиций делом, позволило вернуть команде имя, болельщиков и игру. Кстати, про соблюдение традиций, про верность названию, которое становится брендом на многие времена, могут рассказать многие команды. Тот же "Арсенал" уже мало общего имеет с оружейным заводом, а "канониры" и "оружейники" это до сих пор звучит. Вспомним, как боролось за возвращение своего исторического имени ставропольское "Динамо". У всех на слуху история с торпедовцами Москвы. Где теперь все эти команды "Торпедо – РГ", "Торпедо-Лужники", "Торпедо-Москва", "Москва". Команды без традиций и болельщиков долго не живут, у них нет будущего. Опираться не на что и не на кого, а возьмём ту же РФПЛ: "Ростов" - "комбайностроители", "Урал" - "Уралмашзавод". А вот в Армавире обижаются на "автозаводцев", хотя многих спроси, что же означает само слово "торпедо", так они без интернета и не скажут, и за переименование команды голосуют с удовольствием, превращаясь в "Иванов – не помнящих родства". Да, команда была основана в сентябре 1959 года на базе зерносовхоза, но первый же официальный матч в мае следующего года провела уже под брендом "Торпедо". И то, что в 1970 году эта команда была полностью расформирована, тоже никому дела нет. Снова появилась команда уже через 21 год. А как всё красиво обставлено, в духе советских времён. Переименование производится "по многочисленным просьбам трудящихся", то бишь болельщиков. Вот так и происходит, "хоть горшком назови, только в печь не сажай". А мы потом хотим, чтобы тот же Щадин оставался патриотом своего клуба. Пусть Артём не обижается, это просто первое, что сейчас пришло на ум в свете обсуждаемых переходов. Ну, да ладно, я высказал своё собственное мнение, ведь все эти переименования, как правило, связаны только с тем, чтобы не платить по старым долгам и обещаниям. Нет преемника, и спрашивать не с кого. Всё это было и в Волгограде, и во Владикавказе. На этом своё "лирическое" отступление разрешите закончить.

Болельщики в Оренбурге

Последней из причин, влияющих на снижение посещаемости матчей ФНЛ, вижу ту, что матчи проводятся на рабочей неделе, и назначаются в те часы, когда или добраться с работы на игру не успеваешь, или, наоборот, с игры домой не попасть. Сужу на примере матчей, проводимых на МСА "Петровский". Я живу не в Питере, а в области, и хотя и играют на этой арене два клуба, но на футбол, получается, попадать не так уж и часто.

Теперь давайте взглянем на ещё одну табличку, узнаем, кто же у нас лидер по зрителям в гостях, матчей с каким клубом болельщики ждут больше всего, какая команда своей игрой вызывает повышенный интерес на стадионах других городов. Итак, популярность в гостях:

КОМАНДЫ ВСЕГО ЗРИТЕЛЕЙ ПРОВЕДЕНО ИГР ЗРИТЕЛЕЙ (В СРЕДНЕМ)
"Газовик" 39500 11 3591
"Арсенал" 36620 11 3329
"Спартак-2" 42450 13 3265
"Волга" 31775 12 2648
"Байкал" 31700 12 2642
"Волгарь" 28650 11 2605
"Томь" 28350 11 2577
"СКА-Энергия" 29979 12 2498
"Зенит-2" 29313 12 2443
"Луч-Энергия" 28300 12 2358
"Тюмень" 25805 11 2346
"Торпедо" 30200 13 2323
"Балтика" 27606 12 2301
"КАМАЗ" 29760 13 2289
"Сокол" 26420 12 2202
"Шинник" 21320 10 2132
"Енисей" 24185 12 2015
"Тосно" 26167 13 2013
"Сибирь" 26050 13 2004
"Факел" 21495 13 1653

Лидер турнира "Газовик" по праву везде вызывает повышенный интерес, что же это за команда, которая всех молотит одной левой, хочется вживую увидеть её игру, оценить её перспективы на будущее. Задорную игру туляков болельщики других команд ещё не успели забыть, за год отсутствия "канониров" в ФНЛ. Ну, а спартаковцы, в очередной раз доказывают, что это "народная" команда. Ведь не всем болельщикам удаётся увидеть большой "Спартак" вживую, а тут вот они, игроки основного состава. К тому же у спартаковцев, по традиции, "пробить выезд" - это почётно. Последнее место воронежцев отношу только к тому, что это их дебют в ФНЛ.

И в конце обзора давайте взглянем на общую посещаемость команд. Насколько соответствует популярность команды занимаемому в таблице месту, и есть ли от этого места зависимость зрительского интереса – судите сами.

КОМАНДЫ ЗРИТЕЛИ В СРЕДНЕМ ИГРЫ
"Факел" 128695 5362 24
"Арсенал" 109020 4542 24
"Балтика" 77906 3387 23
"Газовик" 69100 2879 24
"Сокол" 65970 2749 24
"Томь" 64970 2707 24
"Волга" 58325 2430 24
"Луч-Энергия" 27560 2398 24
"СКА-Энергия" 51679 2153 24
"Спартак-2" 51042 2127 24
"Енисей" 50785 2116 24
"Тюмень" 46955 2042 23
"Торпедо" 48968 2040 24
"Сибирь" 48850 2035 24
"Волгарь" 45300 1970 24
"Байкал" 46850 1952 24
"Шинник" 43970 1832 24
"Зенит-2" 40888 1704 24
"КАМАЗ" 32090 1395 24
"Тосно" 32267 1344 24
585595 2460

Фото: Виктория ДРОЗДОВА, Сергей ГЛАГОЛЕВ, Михаил ДОКУДОВСКИЙ.

Все новости